Close
Форма обратной связи
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
НОВОСТИ

Александр Родин: Физтех обязан стать одним из лидеров развития беспилотия

Исполнительный директор Научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ (ЦНТИ) Александр Вячеславович Родин стал лауреатом премии «Технологический прорыв 2023» в специальной номинации «Архитектура неба». Премия посвящена технологическим проектам и решениям в области беспилотных авиационных систем.

Награда была вручена за проект комплекса оперативной ледовой разведки с помощью беспилотных летательных аппаратов, которые собирают и анализируют оперативную информацию о ледовой обстановке. Так, в ходе проекта взлет и посадка БПЛА были впервые осуществлены с палубы ледокола «Таймыр» за 70-й параллелью северной широты.
Поговорили с Александром Вячеславовичем об уникальности проекта и значении отрасли беспилотной авиации для МФТИ.
Александр Вячеславович, какие испытания были уникальными в контексте данной работы?

Уникальность в первую очередь состояла в площадке для проведения испытаний, поскольку наш комплекс предназначен для работы на палубе атомного ледокола. Это, конечно, накладывало гигантскую ответственность, поскольку это очень сложное сооружение. Были технические сложности, связанные с непростой электромагнитной обстановкой около ледокола, но тем не менее мы успешно такие испытания провели. Теперь каждую неделю проводим полеты либо в Подмосковье, либо в Ярославской области. В конце прошлой недели, например, летали над Рыбинским водохранилищем — отрабатывали в том числе автоматическую посадку на палубу.

Надеемся, что ледокол «Ямал» уйдет в плавание, на нем уже в 2024 году мы проведем финальные испытания и выйдем на поставки данного комплекса заказчику.
Какую практическую информацию передает беспилотник?

Конкретная задача беспилотника — получение радиолокационных и оптических изображений поверхности, в том числе в инфракрасном диапазоне. И в дальнейшем — оценка и прогноз ледовой обстановки на основе искусственного интеллекта и численного моделирования.

БПЛА должен уходить по планируемому курсу следования ледокола примерно на 100 километров с полосой захвата 10–12 километров. Исследование занимает несколько часов, но по детальности и качеству данных это будет существенно превышать то, что сейчас имеется на основе спутниковых данных. Кроме того, мы знаем, что на сегодняшний день пока что в отечественной спутниковой группировке радиолокационные средства отсутствуют. Таким образом, наш комплекс станет единственным источником оперативной ледовой разведки для ледокольного флота.
Привлекались ли к работе над проектом студенты?

Конечно, как и во всех проектах Физтеха, и студенты, и аспиранты принимали очень активное участие. Например, когда требовалось создать основной программный комплекс, мы существенно расширили команду и привлекали специалистов из ПИШ РПИ в Жуковском. В дальнейшем наши выпускники смогут работать (и работают) над проектом в компании-заказчике.
Каким вы видите развитие отрасли в рамках учебной программы МФТИ? И что в целом она значит для университета?

Наш ректор на собрании выпускников заявил о планах создания Института архитектуры неба. Совершенно очевидно, что последние год-полтора беспилотные авиационные системы полностью перевернули картину боевых действий. Это видит весь мир, это стало основным триггером такого лавинообразного развития этой отрасли.

У России здесь и были очень неплохие заделы, но в последнее время очень многим российским компаниям и инженерным командам пришлось проделать гигантский путь за очень короткое время. Мы не имеем права здесь оставаться в стороне, Физтех обязан стать одним из лидеров развития беспилотия. Подчеркну, что мы все-таки не авиаконструкторы, я бы не стал претендовать на направления МАИ, других профильных вузов и научно-инженерных центров, которые традиционно лидируют в мировой авиации.

Но беспилотие, наверное, как ни одна другая часть авиационной отрасли содержит в себе массу задач системной инженерии, проектирование и создание сложных систем, зачастую с противоречивыми требованиями. Тут не только сами летательные аппараты, тут и системы управления, и полезные нагрузки, и обработка данных, интеллект, связь. Увязать все это в единый комплекс, единую работающую систему — это задача, на мой взгляд, как раз для Физтеха.
Новости