МФТИ совместно с дирекцией Северного морского пути госкорпорации «Росатом» и компанией ООО «Ирбис Скай Тех» успешно завершили цикл летных испытаний комплекса оперативной ледовой разведки на базе беспилотного воздушного судна вертикального взлета и посадки. Уникальная российская система, разработанная в МФТИ, кроме данных оперативного мониторинга, позволяет получать локальный трехсуточный прогноз ледовой обстановки в заданной акватории.
Несмотря на то, что данные мониторинга ледовой обстановки получают ряд действующих зарубежных и перспективных отечественных космических аппаратов, капитану судна нужна оперативная информация, что называется, на «коротком плече», чтобы спланировать маршрут на ближайшие несколько часов хода.
Мы не сразу остановились на беспилотнике гибридной аэродинамической схемы, начинали мы со значительно более тяжелого беспилотного вертолета. Однако после неоднократных летных испытаний пришли к выводу, что носителем полезной нагрузки должен быть конвертоплан – летательный аппарат, выполняющий взлет и посадку в коптерном режиме, а полет по маршруту – как классический самолет.
Такая комбинация, наряду с возможностью безопасной посадки на палубу ледокола, позволяет добиться максимальной надежности полетов в сложных арктических условиях, где невозможно ориентироваться по геомагнитному полю, а повышенные ветровые нагрузки, плотная облачность и быстрые изменения погоды являются не исключением, а правилом»
рассказал руководитель работ по созданию комплекса, исполнительный директор научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологи Центра компетенций НТИ МФТИ Александр Родин.
Одним из важных проектов ПИШ РПИ является создание РЛС ледовой разведки для легкого БВС. В основе разрабатываемого решения лежат малогабаритная радиолокационная аппаратура, обеспечивающая получение поляриметрических радиолокационных данных, и система цифровой обработки радиолокационных данных, обеспечивающая непрерывное формирование радиолокационного изображения вдоль линии движения носителя с шириной кадра до 10 км в режиме мягкого реального времени.
В рамках проведенных испытаний подтверждены основные параметры работы РЛС, подтверждена корректность работы алгоритмов и программного обеспечения обработки данных, разработаны предложения по совершенствованию разработанных решений для повышения устойчивости работы в сложных условиях полета носителя.
Задача ПИШ РПИ МФТИ – создать удобный и надежный инструмент для проведения оперативного мониторинга ледовой обстановки, которым в перспективе мог бы быть оснащен как ледокольный флот, так и отдельные береговые пункты, для обеспечения ледовой разведки наиболее загруженных участков СМП»
дополнил заместитель директора ПИШ РПИ по научной работе Кирилл Бухаров