Close
Форма обратной связи
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»
Автономное безэкипажное судовождение
  • Создание комплекса программно-аппаратных средств для автономного безэкипажного судовождения
За счет применения технологий искусственного интеллекта в управлении безэкипажными судами, обнаружении и позиционировании объектов на основе данных технического зрения и гидроакустического мониторинга, экспериментальный комплекс программно-аппаратных средств для автономного безэкипажного судовождения и обеспечения безопасности акватории обеспечит возможность организации беспилотного движения в заданной акватории и выполнения операций по оперативной разведке, охране и обороне прибрежной инфраструктуры, а также логистике в окрестности порта базирования.

В состав комплекса войдут:
  • Экспериментальное безэкипажное судно (БЭК), оснащенное бортовыми интеллектуальными подсистемами технического зрения, навигации и управления движением на базе ИИ, а также системой связи (как средство защиты акватории и для других применений);
  • Экспериментальная сеть информационных буев для контроля надводной и подводной обстановки (с обнаружением объектов интереса на базе ИИ и взаимодействием с БЭК);
  • Программный комплекс освещения обстановки и поддержки принятия решений в системе управления безэкипажным судном (включая средства обнаружения и классификации надводных объектов в районе ответственности по данным БПЛА и космических средств ДЗЗ на базе ИИ).

Интеграция подсистем в составе единого комплекса
Технические решения будут создаваться по платформенному принципу, отдельные подсистемы смогут использоваться в составе других систем и на судах различного типа, а также для решения широкого спектра задач.
В настоящее время приоритетной задачей является обеспечение контроля прибрежной инфраструктуры РФ и выполнение различных задач на море в беспилотном режиме. Особенно остро стоят задачи обеспечения безопасности и парирования угроз в акваториях Черного и Азовского морей, а также превентивного обеспечения безопасности акваторий Северного морского пути. При этом важным условием является скорость ввода таких решений в эксплуатацию.

На сегодняшний день на рынке отсутствуют отечественные решения, которые могли бы обеспечить контроль и противодействие угрозам в акватории в полной мере. Отдельные разработки в данной области ведутся (НИИ СТТ, АО Навис и др.), однако, ни одно отечественное изделие не прошло проверки в реальных условиях эксплуатации.
Уникальность и значимость
  • Создание комплекса как востребованный ответ на критические вызовы в сфере морской национальной безопасности (в акватории Черного и Азовского морей, СМП). Значительный потенциал масштабирования и применения в гражданской сфере.
  • Первый в России продукт, направленный на решение проблемы противодействия морским угрозам за счет комплексного подхода (БЭК, сеть гидроакустических буев, интеграция с БАС и спутником, ИИ). Обеспечение технологического суверенитета для решения ряда важных задач в сфере морской безопасности.
  • Опора на сотрудничество с партнерами, которые непосредственно разрабатывают передовую морскую технику двойного назначения. Имеется доступ к испытательным базам на наиболее угрожаемых направлениях и возможность довести продукт до УГТ-7 в будущем.
  • Модульность и платформенность решений (отдельные элементы могут быть встроены в системы различного назначения или стать основой для разработки других решений)
  • Значительный потенциал применения в гражданской сфере.
Отрасли применения
  • Национальная оборона: безопасность морских портов, кораблей на рейде и береговой инфраструктуры, патрулирование пограничных и внутренних акваторий (МО РФ, ВМФ России, ФСБ, Росгвардия, ГК Росатом).
  • Мониторинг акваторий с интенсивным движением, контроль шельфовой инфраструктуры, морская логистика, обслуживание морской и речной портовой инфраструктуры и др. (Росморречфлот, ФГУП Росморпорт, Новатэк, Газпром, ГК «Росатом», ФГУП Гидрографическое предприятие).
Текущая потребность составляет несколько десятков комплексов, включая единовременно 200-300 БЭК и порядка 10 000 буев, и в дальнейшем будет расти
Текущие результаты:
Лабораторный образец опционально безэкипажного судна (БЭК).
Лабораторный образец автономного буя.
Алгоритмы ИИ экспериментальных образцов гидроакустического модуля и комплекса освещения обстановки и поддержки принятия решений:
  • Программное обеспечение первичной обработки гидроакустических сигналов методом STA/LTA-анализа отдельных частотных компонент и последующего синтеза полученных данных.
  • Программное обеспечение модуля обнаружения и локализации безэкипажных катеров на морской поверхности по снимкам в ИК диапазоне с летательного аппарата.
Научно-технический центр мониторинга окружающей среды и экологии
Партнеры
Ситроникс КТ, Технология, ЦНИИ Курс/ Концерн Моринформсистема-Агат,
ГК «Росатом», ВМФ России (потенциально)
Руководитель проекта
Родин Александр Вячеславович –
д-р физ.-мат. наук